an_poluhin (an_poluhin) wrote,
an_poluhin
an_poluhin

Category:

Дарил ли Петр I Кузнецку поклонный крест?

Краеведческая колонка АНДРЕЯ ПОЛУХИНА

В Новокузнецком краеведческом музее хранится Великая реликвия Кузнецкой Земли, фрагмент расписного креста, который согласно народному преданию был подарен Кузнецку самим Петром I в 1717 году. Могло ли это быть на самом деле? Ведь споры не утихают. Имеются авторы, которые напрочь отрицают такую вероятность. Давайте разбираться.

Практика показывает, что, как правило, за слухами и легендами всегда бывает какое-либо основание. На пустом месте они не рождаются. Существовала практика отправки подарков царя в различные города и веси России. Новая династия Романовых в 17 веке испытывала проблемы с легитимностью, первых её царей утверждал на троне Земский собор. Поэтому с помощью таких мер новая династия создавала нужный для себя имидж. В истории Кузнецка известно два достоверных таких случая. Первый произошел при царе Михаиле Федоровиче. Имеется документ от «1623 г. декабря 23. – Об устройстве Преображенской церкви в Кузнецком остроге». В 19 веке он ещё хранился в городском Спасо-Преображенском соборе. Тогда же с него были сделаны копии. Там мы можем прочесть следующее: «От государя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии в Сибирь, в Кузнецкой острог, воеводе нашему Овдокиму Ивановичу Баскакову… И по нашему указу послано от нас с Москвы в Сибирь, в Кузнецкой острог с казаками Володькой Аверкиевым да Осипом Филиповым к церкви Преображения господа нашего Иисуса Христа церковного строения Божия милосердия образов: дейсис, 7 икон, получетверты пяди, царские двери со святители, со столбцы и сенью, да образ местный Преображения Господа нашего Иисуса Христа, длина пяти пядей, венец на золоте, да образ Пречистой Богородицы запрестольный, и крест воздвизальный древян, два колокола, а в них весу пуд без полуторы ушвенки, сосуды церковные оловянные, ризы миткалинные, оплечье бархатное, стихарь полотняный, оплечье выбойчатое, епитрахиль, да поручи выбойчатые, пояс нитяной». Подарки царя могли достичь Кузнецка как минимум через 5 месяцев.



О втором таком случае из истории Кузнецка мы знаем из работ Григория Ивановича Спасского, член-корреспондента Петербургской академии наук, известного сибирского чиновника и краеведа. В Кузнецке он прожил около двух лет и возглавлял в 1807–1809 годах администрацию Кузнецкого уезда (капитан/исправник). Вот что он пишет про Кузнецк: «В крепости находится часовня, замечательная по иконам древнего письма, присланным от Царевны Софии Алексеевны» (Спасский Г.И. Список с чертежа Сибирской земли, заимствованных их рукописного сборника XVII века и объясненный примечаниями Московского общества истории и древностей российских / действ. чл. Г.И. Спасский. М. : Унив. тип., 1849. С. 23).



Надо полагать, что и другие царствующие Романовы в 17 веке могли присылать свои подарки в Кузнецк. Просто сведения эти не сохранились. Но и из Кузнецка шёл обратный процесс, где подрабатывали оружейники из джунгарских (монгольских) подданных: «Кузнецкий воевода Л.Д. Нарыков в 1699 г. даже отправил царю Петру Алексеевичу куяк, шлем и наручи работы этих мастеров» (Из Кузнецкой старины. Новокузнецк: изд-во ООО «Лотус», 2019. Вып. 8. С. 41).



Петр I известен как царь-плотник. Он постоянно что-то мастерил, работал на станке, обожал раздавать подарки, сделанные своими руками. Не так давно в Московском Кремле была выставка таких изделий. Строгал царь-плотник и деревянные кресты. Один из таких сохранился в Архангельске и демонстрируется в музее. Естественно, царь Петр I не мог не усвоить те традиции и порядки, хотя бы частично, которыми обладала, в том числе его сестра Софья. Поэтому нет ничего невероятного в отправке такого царского креста из столицы в Кузнецк. По пути в Томске его могли расписать.

Сохранившаяся надпись на кресте также свидетельствует в пользу нашей точки зрения. В тексте указано, что царь «во святом град в Кузнецком благоволиша на сем месте водрузити крест и над ним устроити молитвенный храм». Если какие-либо реликвии тогда появлялись по инициативе местных властей, об этом особо прописывалось на их поверхности, как это было с казачьим знаменем в Енисейске в 1696 году и с томским аналогом кузнецкого креста в 1702 году. А на кузнецком кресте конкретно – при царе «благоволиша» водрузить. Создавая такие реликвии люди были честны в первую очередь перед Богом. Им незачем было в надписях искажать информацию. Тут всё конкретно.



Есть справка, составленная Новокузнецким краеведческим музеем: «Существует теория, что этот крест первый Император России делал сам. Многие кузнецкие старожилы, которые видели реликвию целиком, утверждали, что на ней стоял автограф царя — надпись «Пер I». Именно так, с вынесеной за строку буквой «Т», писал свое имя сам Петр Великий». (смотрите подробнее по ссылке об экспонате: https://ar.culture.ru/ru/subject/fragment-derevyannogo-kresta-1)

Из всего вышесказанного понятно, что так или иначе царь Петр I мог быть причастен к появлению этого креста в Кузнецке, что делает его одной из крупнейших исторических реликвий Кузнецкой Земли и всего Кузбасса.

Иллюстрация кузнецкого креста с сайта: ar.culture.ru
Иллюстрации: царь Михаил Федорович, царевна Софья, портрет Петра I, 1717 года (источник википедия)
Tags: Кузбасс, Новокузнецк, Россия, русская история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments